Знаете, каких взглядов я придерживаюсь, — по крайней мере, стараюсь придерживаться в человеческих отношениях и в жизни в целом, чтобы самого себя не обмануть и не запутаться во всём многообразии сущего? Всё очень просто, и начнём по порядку:
Не нужно лезть человеку в душу, искать тайные смыслы, пытаться разоблачить «истинную» сущность другого и уж тем более кому-то что-то целенаправленно доказывать, пытаясь в чём-то убедить или же вовсе изменить. Вдвойне ужасно, если в основе всего этого лежат корыстные и негативные цели и прочее в таком же духе. Всё лежит на поверхности и находится в малом. И кто-то может не думать или не верить, но отношение к другим — это есть не что иное, как наше отношение к самим себе: зеркальное отражение. Уловив первые моменты того, кто перед тобой «стоит», и приняв его первозданный образ, в котором он себя преподносит, нужно стараться запечатлеть те мысли, чувства, эмоции, поступки другого человека, с чем он пытается себя связывать и чем вполне, возможно, владеет и тем является. И даже если на первый взгляд мы можем «поймать» иллюзию, мы всё равно понимаем, что каждый человек внутри себя несёт свои скелеты и причуды, — но мы не должны акцентировать на этом внимание, потому что каждому человеку и без того лучше других ведомы его глубинные страхи, мысли, мечты, надежды и прочее, что нам узнать не дано. Всё это в большей или в меньшей степени есть суть каждого человека, его внутренняя вселенная, его улей, который нам ворошить не нужно, — и каждый сам должен совладать со всем этим внутри себя. Всё, что мы можем и должны делать, — это проецировать своё отношение к самим себе на других и дать каждому человеку возможность идти своим путём, лишь изредка намекая ему, в каком месте может находиться ключ от той двери, в которую он захочет войти. Конечно, при этом мы сами должны были прежде додуматься до всего этого, во всём разобраться или пройти те же пути — но и не это главное. Мы должны увидеть в человеке что-то хорошее или что-то другое, конкретное, во что бы мы поверили, — то, что нам, возможно, и самим близко. И неважно, если всё остальное скрипит и разваливается, но, показывая другому человеку, кем бы он мог быть и каким его видим мы, — находя своё отражение в энигме чужой человеческой души, — тем самым мы помогаем ему открывать новые грани самого себя, ведь человеческий разум может обретать безграничные очертания с возможностью значительной реконструкции своей личности в лучшую сторону и наоборот.
Сея или находя в других светлые ростки жизнелюбия, любви, тепла, гармонии и прочих основополагающих вещей и тому подобное, нужно также стремиться поддерживать их — ведь в противном случае и в отсутствие этого понимания и таких ценностей можно статься обречённым на жизнь в мракобесии. Увы, но здесь, как и в большинстве случаев, в основе лежит простая поговорка: «все беды от незнания» — и что приводит нас порой в запутанные лабиринты непонимания. И именно поэтому не нужно пытаться лезть в такие лабиринты — ведь гораздо лучше посмотреть на карту, чтобы не заблудиться в пути не только человеческих отношений, но и жизни в целом. Под словом «карта» каждый должен понимать что-то своё — но это есть нечто определённое; хотя для кого-то это может быть и «компас» — но ведь сути это не поменяет. Если погрузиться ещё глубже, то это уже процессы возможностей — вплоть до случайностей, которые имеют место быть вполне, даже несмотря на то, что сущее в определённой мере закономерно. У кого-то может и не быть ни карты, ни компаса — но ведь в ранние времена могли ориентироваться и по звёздам. Желание найти то, что ищешь, приводит к искомому — а без здоровых амбиций «реку» можно и не переплыть. Поэтому в человеческих отношениях важнее всего понимать самих себя, иначе души других вам будут закрыты — ведь, не понимая себя, в своей душе вы также разглядеть ничего не сможете. Если вы не видите, куда идёте, то хотя бы не спешите делать второй шаг, пока первый ещё не состоялся.
Всё лежит на поверхности. Пусть в тёмных пещерах живут тамошние обитатели. Это не наше место, и нам незачем спускаться в эти пещеры — ведь если мы чего-то ужаснёмся, то мы больше не захотим вновь испытать живой интерес к этому, а внутри нас будут царить не лучшие чувства. Мы сами всё портим, решая спуститься в те мрачные места, — а ведь могли бы подняться в горы и наслаждаться свежим воздухом и красивым видом на простирающиеся ландшафты.
Кто-то может возразить: «Но как я смогу оценить красоту гор, если я не познал мрак пещер? Мне ведь не с чем сравнивать!» И здесь ответ также прост:
Эти вещи и не нужно сравнивать — ведь если вы не видите чего-то хорошего на поверхности, значит, вы зашли в мрачную пещеру, в которую вам заходить и не нужно было. Как вы хотите увидеть что-то светлое там, где не сияет солнце? Учёные говорят... да что уж там учёные... Леонардо да Винчи много веков назад уже понимал, а может быть, и до него было кому-то очевидным: мы видим потому, что свет способен отражаться, а наши глаза принимают информацию от рефлексирующих объектов, на которые падает свет, — так мы и познаём мир с помощью зрения. Поэтому нет нужды пытаться увидеть то, что увидеть нельзя, — это вне наших возможностей. То, что мы видим или хотим увидеть, может быть познано — а значит, становится частью нашей жизни. Но здесь также нужно понимать предельность того, что мы хотим увидеть. Вы не можете представить того, чего не существует в вас самих, ведь вы — такое же устройство, часть природы и сами по себе являетесь загадкой не меньше, чем обычный камень или растение. А раз так, самое полное, что вы можете иметь, — это то, что лежит на поверхности, и что есть начало начал. Вопрос лишь в том, что будет в конце? И здесь проявляется вся ваша сущность, испускающая все возможные варианты и комбинации, приводящие к определенному результату. Так пусть же это будет добро! Осталось всего лишь найти волю, чтобы этот путь пройти. И если у вас в руках есть карта, и путь ваш лежит в высь, то даже спустившись в тёмную пещеру, вы сможете наблюдать, как блещут небеса! Мы сами создаём свою реальность — и это самый ценный дар, что имеет каждый человек. Разница лишь в том, как каждый из нас этим даром распорядится.
И теперь, обобщая всё вышеизложенное, будет проще понять мою точку зрения относительно человеческих отношений и вообще моего взгляда на жизнь, — а без всего вышеизложенного было бы не так понятно, что имеется в виду:
Находя в себе то, что мы хотим найти, и открывая это в себе, нужно также помогать и другим привносить в их жизнь долю света, который мы нашли и несём в себе, — от этого не только человеческие отношения становятся чище и ярче, но также тем самым делаем и сам мир лучше. Не нужно тыкать в «чужой улей», если в твоём не меньше «злых пчёл». Обмениваться скелетами — это концепция саморазрушения; а как известно, ломать — не строить. Только созидая, мы обретаем душевный мир, покой и природную мудрость. Мир бы не мог существовать, если бы тот только разрушал. Радоваться мы можем потому, что растут вкусные плоды на деревьях — что есть процесс творения, и именно с него всё началось, а разрушение приходит после. Так не спешите же познать то, что неминуемо, иначе обратно можно уже не вернуться, прожив свою жизнь, так и не осознав, что по-настоящему её прожил. Все нити ведут к самопознанию — а мы и есть то самое начало, к которому нужно обратиться в первую очередь, чтобы понять, каков будет наш конец и какую следует выбрать дорогу, что будет нам по силам. И только тогда, когда мы обретаем основу, мы можем робко взывать к человечности, — и только через самих себя, сквозь призму нас самих мы можем «прикасаться» к чужим мыслям, глазам и душам, читая в них свою жизнь.